- Но-о, ниче они - отойдут.- Потом воды наладил в стакане, попрыскал на их - все! Жених с невестой встали, как ни в чем не бывало... Потом он поехал домой, хозяин... ему нагреб воз-кулей пять-шесть - и повезли ему. Заработал, нагулялся, значит, и людей намучил". (Из собр. В. П. Зиновьева). Колдовской порче подвергались не только люди, но и домашний скот.
Особенно часто портили коров, поскольку они были основными кормилицами в хозяйстве. Порченая корова переставала давать молоко, доилась кровью, а потом начинала мучиться и могла подохнуть, если порчу вовремя не снимали. Колдовством такого рода больше занимались женщины, которых называли ведьмами. Их мог легко опознать тот, кто правил корову. Он говорил, когда конкретно и зачем придет в дом колдунья, испортившая скотину. Если ей давали требуемый предмет, лечение утрачивало свою силу, в противном случае что-то происходило с самой ведьмой. Вызвать в дом чаровницу можно было и самим. Например, в Юрьев день до зари надо было подоить корову, налить в металлическую посудину молоко, бросить туда несколько иголок и кипятить на огне: обычно ведьма тут же являлась.Таких колдуний в деревнях часто очень серьезно наказывали, если их деяния обнаруживались. Сравнительно недавно на Волыни знахари могли заставить ведьму, простоволосую и раздетую, явиться в хлев к испорченной ею корове. Бывало, хозяин забивал виновницу почти до смерти. Среди ведунов встречались повелители змей. С помощью заклинаний они приказывали ползучим гадам являться в определенное место либо, наоборот, его не посещать. Интересно, что змею, укусившую кого-то вопреки приказу или не повиновавшуюся, колдун наказывал.
"...Он, гыт, взял ножик, пошел в этот кустарничек, срезал тоненьку осиночку, таку длиной вот, завострил. И вот вышел, где выкосили, на кошенину, сперва зачертил ей кружок, этой осиночкой, и в серединочку воткнул, говорит, эту осиночку. Тепериче я смотрю... И вот смотрю: оне, гыт, с разных сторон эти змеи,- ну прямо, гыт, вот, как россыпь кака - катятся все к этой палочке со всех сторон, только трава шумит!.. А она уж эта, котора укусила, виноватая, тянется сзади. Он на нее командует: - Но, подходи, подходи. Что, боишься? - на ее командует. И вот потом, значит, она сзади остановилась. Он, тепериче, вдруг чето сделал, говорит,- оне все разошлись, все разбежались остальны-то. А эта осталась. Он подошел и давай ее прутиком стегать. Она, говорит, вот вьется колесом, прискакивает, а ни бежит, ниче никуды..." (Из собр. В. П. Зиновьева).
Повелевание змеями не ограничивается только общими командами. Колдун может брать змей в руки, класть себе на плечи и шею. Змеи иногда охраняют дом, стерегут детей колдуна и даже спят рядом с ними.
"...Да он с женой уходит (это она рассказывала, с ее слов), оставляет ее: -Ты уж не бойся. Вот придут змеи, оке с тобой будут лежать - не бойся. Они караулят. И вот... она потом встала, разбудилась (лампа-то горит): у порога-то лежит така змеишша здорова. Посмотрела: и с этой стороны, и с этой стороны змеи караулят ее". (Из собр. В. П. Зиновьева).
Мощный колдун командует также и другой живностью. Он может наслать червей на огород и, наоборот, убрать их оттуда; во время охоты к нему сбегаются нужные звери, а от других охотников он волен их увести. То же бывает при рыбной ловле. Кстати, колдуну иногда приписывают способность понимать язык зверей и птиц и вступать в контакт с ними.
Помимо животного мира, колдун повелевает природными стихиями. Он умеет насылать ветер, дождь, град, метель или отводить непогоду. Град никогда не побьет его посевы, даже если все поля вокруг выбиты. Он или охраняемые им люди могут идти совершенно спокойно во время страшной бури, не чувствуя ее. Повелители погоды, или облакопрогонники, как их называли, полагались, видимо, на собственную магическую силу. Во всяком случае, здесь, как и при общении с живностью, важно было знать, какие слово, действие и предмет помогают в конкретной ситуации. Например, остановить дождь и град могли и простые люди, которые знали, что для этого нужно выбросить во двор хлебную лопату или еще какую-то печную утварь.